На практике бывает, что один судья может посчитать проведение экспертизы по копиям недопустимым, а другой – напротив, возможным. Сегодня разъяснить ситуацию мы попросили Раису Краверскую. Более 40 лет она занимается почерковедческой экспертизой: с 1979 г в МВД Санкт-Петербурга, а с 2008 г в центре судебной экспертизы «ПетроЭксперт».
«Когда ты работаешь с оригиналом, ты можешь его не просто в лупу посмотреть или в микроскоп, ты применяешь все методики по техническому исследованию. Ты смотришь в специальные приборы. Ты смотришь в инфракрасном излучении, в ультрафиолетовом излучении. Ты смотришь на просвет. Ты видишь предварительные карандашные наброски или штрихи, вдавленные наброски и т.д. То есть ты исследуешь объект в полном объеме. При условии копии это невозможно. Весь этот блок технического исследования умаляется. Но по прошествии лет многое изменилось. И такие документы стали к нам попадать. МВД потом пришло к выводу, что по копиям делать экспертизы можно, но в этом случае выводы не могут быть в категорической форме», – комментирует Раиса Борисовна.
Чисто формально, по результату почерковедческой экспертизы можно сделать один из 5-ти выводов:
При проведении экспертизы по копии сделать вывод в категорической форме нельзя. То есть утверждать стопроцентно, что, например, подпись на копии подделана или настоящая, эксперт не может. Суд получает вероятный ответ.
Акция весны: скидка до 20% на экспертизу более двух подписей!